September 26 2017 13:36:11
Навигация
Сейчас на сайте
· Гостей: 1

· Пользователей: 0

· Всего пользователей: 2,541
· Новый пользователь: Mia142
Педагогические традиции

Казачьи педагогические традиции формирования нравственности

Т.Н. Курицына,
кандидат педагогических наук,
декан факультета Академии ИМСИТ


Современная педагогика, опираясь на теоретические закономерности и практику целенаправленного обучения и воспитания, тем не менее все чаще оказывается несостоятельной в вопросах формирования нравственности в процессе обучения современной молодежи. Этот факт, скорее всего, связан с моральным кризисом общества, ориентированного на потребление материальных ценностей и игнорирование ценностей духовных, что ведет к моральной дезориентации личности современного гражданина, живущего в период сложных социальных процессов на сломе экономических формаций.

Невзирая на динамизм социальных процессов в России, энергичное развитие нашего общества, с точки зрения скорости исторических процессов (что для истории – миг, для человека – целая жизнь) у современного россиянина наблюдается прогрессирующая деформация нравственности. Она проявляется в исчезновении моральных критериев в оценке своего поведения, во вседозволенности любых поступков, в том числе, продиктованных жаждой неограниченного потребления. Любая цель оправдывает любые средства ее достижения.

Причины кризиса нравственности современной личности – разрушение ментального базиса, потеря национальных корней, при полной безответственности государства, ориентированного только на экономическую устойчивость.

Выявив педагогическую проблему – разрушение духовности и нравственного потенциала личности современного человека, можно определить и пути ее решения. Они должны сочетать в себе использование инновационных педагогических технологий, основанных на накоплении когнитивного базиса, интерактивности и интенсивности воздействия на личность в процессе обучения и воспитания, и опору на вековой педагогический национальный опыт русского народа, в котором учитывались уже накопленные модели народной педагогики, проверенные временем.

Сокровищницей национального педагогического опыта можно считать казачьи педагогические традиции, которые дошли до нас и в творческом наследии Фёдора Андреевича Щербины. Незамысловатые поучительные рассказы из жизни казаков, переданные с фольклорными тонкостями, полны мудрого опыта народной педагогики.

Вот история станичного судьи Максима Щербы [1], умевшего постоять за казачьи порядки, усмирять не только воров и буянов, но и зазнавшуюся казачью молодежь. Не стесняясь односельчан, насмешливо и строго взыскивает он с собственного сына, стоящего в карауле, за неразумное требование к простому казаку, проявленное чванство и превышение власти. Каждый равен перед законом, и авторитет будет лишь у той власти, которая «чем других, тем и себе мерит». Нравственность личности начинается с нравственных законов, по которым живет общество, – говорит нам Щербина-историк.

Уважение и любовь к родителям, почитание старости – незыблемые критерии общей культуры и нравственности народа. Нежностью и благоговением веет со страниц его воспоминаний, где он пишет о матери и отце. Казаки любили и почитали семью Щербины за бескорыстие его отца, «беспримерную доброту и теплые отношения к их горю и нуждам». Теплота и взаимооучастие в семье Щербины, терпимость и деликатность, особая атмосфера любви позволяли успешно решать вопросы семейной педагогики, где старший стоял за младшего, оберегал его, а младший почитал старшего, как отца. Воспитанный в семье священника, Федор Щербина впитал всё богатство духовности, вера позволила ему, как и многим верующим, сохранить незамутненность нравственных понятий, преодолеть мировоззренческий кризис в трудные годы.

Характеризуя состояние нравственности современного общества, можно сказать, что если религия и педагогика, которые главными стоят на страже духовности, приходят в упадок, то, по словам Г. Сковороды, «люди в скором времени становятся полуживотными». К сожалению, примеров тому немало. В современной России утрачено сдерживающее влияние церкви, ее попытки повлиять на стремительную нравственную деградацию вызывают у некоторых озлобленность и раздражение. Современные психологи полагают, что агрессия лежит в основе ключевых стремлений человека (к власти и богатству), она заложена на генетическом уровне, поэтому так разрушительно формирование современной концепции потребления, а не созидания. Подтверждением может служить тот факт, что современный человек привык к рекламе, стремится наблюдать сцены жестокости, насилия, смерти, ими пестрит современное телевидение, при этом он пассивен, инертен, нравственно неустойчив.

Главная цель воспитания – очеловечить, развить духовность в личности, не позволить превратить человека в потребителя материальных благ при полном отсутствии нравственных понятий. Для преодоления тенденции бездуховности у современного человека необходимо обращение к истокам нравственности, к национальной традиции, культуре, потеря которых приводит к деградации личности. Обращаясь к традиционному опыту казачества, можно констатировать, что это прежде всего – вера, которая помогла казакам преодолеть не только личностные кризисы, но и сохранить от разрушения свою ментальность, возродиться, невзирая на все ужасы террора.

В «Истории Кубанского казачьего войска» Ф.А. Щербины мы встречаем примеры высокой духовной культуры народа, сумевшего в жестокой коловерти кровавой истории России сохранить живую душу, нравственный стержень, который помог возродиться казачеству сейчас. Базисом стали национальные педагогические традиции в воспитании подрастающего поколения – воспитание патриотизма, привитие любви к большой и малой родине, трудолюбия, когда лень – позор для казака, а труд – единственно правильный образ жизни. С раннего возраста трудится казак, а потому дорожит плодами труда своего, охраняет их, помнит, что «по плодам судят о дереве». Отсюда строгость в нравственной оценке человека сообразно качеству его труда, уважение мастерства и трудолюбия, мужества и преданности Родине.

Почитание старших, память о предках, соблюдение национальных традиций воспитания детей, к сожалению, уходят в Лету по причине циничного вымывания целого пласта казачьей педагогической культуры в период революций. Искажение в годы советской власти понятий «крепкий хозяин», «мастер» привело к деградации личности трудящегося человека, который не мог пользоваться плодами своего труда, гордиться ими, становясь люмпеном, не ценящим ничего.

Толерантность и борьба, ненависть и терпимость, цинизм и благородство, жестокость и милосердие – полярность во взглядах и поступках казака была всегда, потому что сложна и противоречива была жизнь казака. Потому необходимо образование, считал Ф. Щербина: «Главное, что требуется всегда и на всяком месте казаку, – это образование. Необходимо дать казачеству самый широкий доступ к образованию, поднять и расширить его духовные потребности, чтобы он мог двигать вперед жизнь наравне со всеми в России» [2, с. 77]. Щербина был убежден: необходимо расширение базы образования в крае – только так можно преодолеть косность и безнравственность; необходимо открытие средних учебных заведений и высшего учебного заведения в Екатеринодаре.

«Таковы требования жизни, таковы ее указания», – пишет он из Петербурга наказному атаману Кубанского казачьего войска Н.И. Михайлову. Много было потрачено сил, преодолено препятствий, пока не наступило 10 февраля 1919 г., когда на открытии Кубанского политехнического института Щербина произнес пламенную речь: «Я обращаюсь к вам, мои молодые друзья – студенты и студентки: смело и бодро берите предлагаемые вам вашею «alma mater» знания, бережно несите их и сейте на родной Кубани и Кавказе, памятуя, что вы – молодые силы и что в ваших руках светлое общечеловеческое будущее, долженствующее рассеять редеющий уже мрак человеческих распрей».

Провидческий характер этих слов заставляет чаще обращаться к опыту великого кубанца, философа и историка, писателя и политика, который сумел, не только углубившись в отдаленную старину, разъяснить природу «отрицательных и аномальных явлений в нынешней жизни людей» [2, с. 104], но и показать путь их преодоления на примере казачьей педагогики.

Глубокое изучении преемственных связей времен и эпох, знание народных корней, культуры казачества Федором Щербиной позволило ему показать глубинные механизмы возникновения социальных проблем на Кубани, которые могут быть разрешены только эволюционно, с учетом нравственных национальных традиций. Диалектика прогресса общества, по мнению Ф. Щербины, во многом зависит от воспитания у личности нравственных качеств: трудолюбия, патриотизма, веры, культуры, ответственности за будущее и настоящее, чему способствует казачья педагогика, построенная на национальных нравственных традициях.


Список использованных источников


1. Щербина, Ф.А. Собрание сочинений. Серия 1. Неизданные сочинения: в 6 т. – Т. 1. Пережитое, передуманное и осуществленное / сост. науч. ред. В.К. Чумаченко. – Каневская; Краснодар; Москва, 2008. – 504 с.
2. Якаев, С.Н. Фёдор Андреевич Щербина. Вехи жизни и творчества. – Ч. 1.– Краснодар: ИМСИТ, 2004. – 202 с.

 

Источник: Научно-творческое наследие Фёдора Андреевича Щербины и современность:  сборник материалов XII международной научно-практической конференции «Научно-творческое наследие Фёдора Андреевича Щербины и современность», г. Краснодар, 27 февраля 2012 г. / редколлегия: С.Н. Якаев и др. – Краснодар: ИМСИТ, 2012г. Тираж 150 экземпляров.

Авторизация
Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
229,694 уникальных посетителей